Пн. - Чт: 8:00 - 17:00 Пт: 8:00 - 15:45 Обед: 12:30- 13:15

Свяжитесь с нами,
и мы обязательно Вам ответим Отправить запрос
Общая информация

Помощь в шаговой доступности



За последние пять лет в работе соцзащиты Москвы изменилось очень многое. Прежде всего, принцип оказания помощи нуждающимся. Помощь стала адресной, индивидуальной. Для того чтобы сделать ее такой, соцработники прошли по десяткам тысяч адресов, лично пообщались с теми, кому нужна поддержка государства. Об этом и не только — наш разговор с начальником Управления социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы Ириной Хашимовой.

Ирина Львовна, сколько сейчас в ЗАО людей, нуждающихся в социальной защите?

— В настоящее время на учете в органах соцзащиты населения Западного административного округа состоит 520 380 человек. Самые многочисленные категории — инвалиды и пенсионеры. Пенсионеров — 321 632 человека, инвалидов — 128 341 человек. Плюс, конечно же, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны Великой Отечественной из числа тружеников тыла, многодетные семьи, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

С ними работают 12 районных отделов соцзащиты, а также четыре территориальных центра социального обслуживания (ТЦСО) с 9 филиалами и шесть центров социальной помощи семье и детям. В этих учреждениях трудятся около двух с половиной тысяч сотрудников. Общими силами обеспечиваем своим подопечным шаговую доступность социальных услуг.

Что бы вы назвали тенденциями последнего времени в вашей работе?

Во-первых, экстерриториальный принцип оказания услуг. Это означает, что человек может воспользоваться помощью ближайшего к нему отдела соцзащиты или многофункционального центра, вне зависимости от того, в каком районе Москвы он прописан. А во-вторых, конечно, адресная индивидуальная помощь!

— Работа по организации адресной помощи началась в столице, во всех округах в 2011 году. И каковы результаты? Что происходит сейчас?

— Работа продолжается, только теперь — на другом уровне. Совершенно верно, мы начали ее в 2011 году. Тогда соцработники стали ходить по адресам, проводить анкетирование граждан, которые нуждаются в помощи. Результаты вносились в электронную базу данных, после чего составлялись программы по оказанию адресной помощи.

Так, в 2011 году в ЗАО было проведено обследование 5757 участников и инвалидов Великой Отечественной войны. На следующий год соцработники посетили более пяти тысяч вдов участников и инвалидов Великой Отечественной. В 2013–2014 годах было проведено анкетирование блокадников, узников концлагерей, одиноких пенсионеров, родившихся с 1938 по 1958 годы. Кроме того, в 2013 году также было проведено анкетирование инвалидов 1 группы. А в 2014 году настала очередь малообеспеченных многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов.

В общем, была проделана огромная работа, которая показала, кто в чем нуждается. Одним необходима социальная и психологическая помощь, другим — материальная, третьи нуждаются в реабилитационных услугах. Нам стала ясна вся картина, причем не только в общих чертах, но в деталях.

Разумеется, параллельно с обследованием началось и конкретное оказание помощи.

— Например? Что было сделано конкретно для инвалидов?

— Организовали реабилитацию на дому, с приездом специалистов.

В столице есть два замечательных учреждения: Реабилитационный центр для инвалидов «Преодоление» и Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой. Так вот, по поручению Департамента труда и социальной защиты населения Москвы эти учреждения организовали с 2014 года на территории нашего округа работу «Мобильных бригад». Специалисты приезжают домой к тяжело больным людям — осматривают их, консультируют, проводят реабилитационные и оздоравливающе мероприятия. Например, центр «Преодоление» помог уже 47 инвалидам, а НПЦ имени Л.И. Швецовой — 19.

Кроме того, в ЗАО постоянно работают четыре пункта выдачи абсорбирующего белья: в территориальных центрах социального обслуживания «Можайский», «Ново-Переделкино», «Раменки» и «Фили-Давыдково». К тому же в «Можайском» и «Фили-Давыдково» инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации — это кресла-коляски, трости, ходунки, ступеньки для ванн, поручни и так далее. За 2014 год абсорбирующее белье получили 8293 человека, а технические средства реабилитации — 1873. За 9 месяцев текущего года белье предоставлено пяти тысячам человек. А что касается технических средств реабилитации, то в текущем году в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.06.2014 № 318-ПП в городе Москве проводиться эксперимент по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации с использованием социального сертификата. В настоящее время инвалидам оформлено 144 электронных социальных сертификата.

— Насколько нам известно с помощью электронного социального сертификата можно покупать продукты и не только…

Да. Помимо продуктов питания с помощью электронного социального сертификата можно приобретать и товары длительного пользования. Продуктовые сертификаты стали выдаваться в Москве с 2013 года, в ЗАО их получили в общей сложности 16 тысяч человек. Электронный сертификат, по сути, это зачисление баллов на социальную карту москвича. Баллы — эквивалент денег. Соответственно, получив на СКМ баллы, а не стандартные продуктовые наборы, люди могут сами выбирать в магазине продукты питания на свой вкус.

Благодаря аналогичным электронным сертификатам, 210 ветеранов Великой Отечественной войны в этом году приобрели бытовую технику, а 144 инвалида — технические средства реабилитации.

— А доступная среда? Что можно сказать об инфраструктуре для людей с ограниченными возможностями? Что и как меняется в ЗАО в этом отношении?

— Сознание людей меняется, и это главное. Руководители организаций стараются обустроить свои учреждения с учетом доступности. К счастью, такой подход становится нормой жизни.

В рамках реализации проекта «Открытое Правительство» на органы соцзащиты возложены функции по анализу доступности объектов городской инфраструктуры для инвалидов. В Западном административном округе уже обследовано более 7 тысяч объектов: учреждения образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, крупные торговые центры, помещения, занимаемые городскими органами управления…

Могу сказать, что результаты неплохи: доля частично или полностью приспособленных объектов составляет более 90%, в частности, для инвалидов-колясочников — 66%, а для инвалидов по зрению и слуху — около 99%.

— Скоро год, как в Москве реализуется проект, в котором приемные семьи, взявшие на воспитание не менее пяти детей-сирот, из которых три ребенка старше 10 лет и/или являются инвалидами, получают жилье, комфортное для проживания большой семьи. В ЗАО есть такие семьи?

— Именно таких пока нет. Говорю «пока», поскольку надеюсь, что они еще появятся. А вообще, в Западном административном округе сейчас живет 270 приемных семей, в которых воспитываются 345 детей, и 833 опекунских семьи, в которых проживает 903 ребенка. Им оказывается вся полагающаяся экономическая и психологическая помощь. Каждая такая семья — на особом счету, каждая расценивается как достижение, и, конечно, мы очень рады, что людей, готовых брать на воспитание сирот, становится все больше, даже несмотря на экономические трудности.

— Ставятся ли в ЗАО «тревожные» кнопки в квартирах у ветеранов ВОВ? А «тревожные» браслеты — они дошли до нашего округа?

Конечно, дошли. О желании иметь браслет, позволяющий отслеживать местонахождение владельца, сообщили 203 человека — и все уже обеспечены браслетами. Еще 300 человек получили аналогичные «тревожные» кулоны. 1775 одиноких граждан, большинство из них — ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны обеспечены телефонами или смартфонами со встроенной «тревожной кнопкой».

— В какой степени касается нашего округа проблема бродяжничества и бездомных? Как эта проблема решается?

— Работа с бездомными гражданами и лицами, занимающимися бродяжничеством, организована во всех ТЦСО и их филиалах в так называемом уличном режиме. Сформированы пешие бригады «Социальный патруль» из числа сотрудников учреждений, определены маршруты их движения. В задачи патрульных бригад входит выявление бродяг, оказание вещевой помощи через пункты выдачи вещей, бывших в употреблении, вызов мобильной бригады «Социальный патруль» для доставки беспомощных граждан в Центр социальной адаптации «Люблино» и вызов бригад скорой медицинской помощи.

Если говорить о результатах этой работы, в ходе акций с января по сентябрь текущего года в округе выявлено 125 человек, занимающихся бродяжничеством, 58 из них получили вещевую помощь.

— Ирина Львовна, мы часто пишем об интересных мероприятиях в районных ТЦСО — там проходят ретро-дискотеки, открываются ретро-кафе. Организация досуга пенсионеров меняется буквально на глазах. Совершенствуется!

— Вы правы, территориальные центры социального обслуживания сейчас работают очень интересно и разнообразно. В округе открыты более 150 различных бесплатных студий, клубов, кружков для пенсионеров и инвалидов. Занятия там в основном творческие и оздоровительные. Но это далеко не все. На базе 20 учреждений социальной сферы организовано обучение основам компьютерной грамотности, причем только за год обучение прошли около тысячи человек. Кроме того, очень популярны школы самообороны для пожилых людей. Пенсионеров обучают элементарным навыкам физической защиты и психологической устойчивости по отношению к агрессии, учат распознавать мошенников, правильно вести себя в опасных ситуациях. А еще представители старшего поколения весьма интересуются иностранными языками, не ленятся их учить, поэтому в ТЦСО «Можайский», «Проспект Вернадского» и «Тропарево-Никулино» организованы кружки по изучению иностранных языков.

Какое количество государственных услуг оказывает сейчас населению столичная соцзащита?

65, хотя еще недавно их было 107. 42 услуги переданы нами в Центры государственных услуг «Мои документы». По-видимому, передача госуслуг в ЦГУ продолжится и впредь, но будет происходить поэтапно. Самое же главное — мы, как и ЦГУ, переходим на предоставление услуг в электронном виде. Это удобно и нашим подопечным, и нам. Живем в эпоху информационных технологий — должны соответствовать.

Мы с вами говорили о тенденциях последнего времени — глобальная информатизация тоже из их чила. В нашей сфере этот процесс только начался, зато развивается он активно. Думаю, в ближайшее время он сыграет существенную роль в деле социальной защиты. Мы с готовностью внедряем новые формы работы, хотя и сохраняем традиционные.

Беседовала Инна Авилова




Полезные сайты